Всеслав Святозар, «Купала»
К язычеству уже нельзя вернуться, можно придти только к его новому
пониманию. Обыватель, мнящий себя то коммунистом, то христианином, в
соответствии с волей правящей верхушки — это позор нашей родины. И
мнимый язычник — такая же дрянь, если пошел «против течения» просто
потому, что так больше к себе привлечет внимания тех же обывателей.
Грядущее не станет отвергать никакой путь достижения истины — лишь
бы на «выходе» получался как говорил Вл. Соловьев «человекобог» или
«обоженный» человек.
Велимир, «Коляда Вятичей»
Надо помнить, что весь глобальный кризис России, приведший к
Октябрьской революции был обусловлен, кроме всего прочего, и гнилостью
христианской идеи в народе. Поэтому освободить душу от этого гнилья уже
тогда настало время. Потому народ сравнительно легко от него отказался.
Да и не был он в нем всей душой. Вспомним, что в сказках русские люди
всегда вопросы христианской религиозности обходили, а церковный штат —
высмеивали.
Действительно, было историческое время, когда многие русские люди
стремились уместить свою духовность в христианстве. Но это время
истощилось, изжило себя. Ложная, надуманная христианская духовность с
неизбежностью пала. Попытки ее сегоднящнего восстановления требуют
ходуль. И язычество — это не предательство русскими людьми самих себя,
это возвращение к естественному ходу вещей, после многовекового
заблуждения, ведущего лишь в тупик.
Иггельд, «Круг Бера»
Я считаю, что предательством является как раз насаждение у наших
предков чуждой им христианской веры. Было много попыток внедрить здесь,
на Севере, несовместимое с нашим менталитетом, нашей нордической
предрасположенностью, рабское учение.
Так, у славян сначала это попробовали сделать Аскольд и Дир, потом
кровавая княгиня Ольга насаждала его по Руси, но помешал сын Святослав.
Внуку кровавой княгини — Владимиру — не меньшей кровью удалось крестить
жителей ряда городов.
Но в целом наша Русская Земля всегда оставалась по сути своей
языческой. Лучшим тому доказательством служат многочисленные церковные
поучения против язычества, начиная с 14 века и вплоть до Алексея
Михайловича.
Мы не отвергаем достижения никаких наших предков, мы чтим всех наших
предков, потому что это наш род, а язычники — родяне, и культ предков
для нас первооснова. Но мы не считаем, что подавляющее число этих
достижений как-то связано особо с Христовой верой. И если какая-то
церковь приписывает себе достижения всего русского народа — она слишком
плохо думает о нашем народе.
Ястреб, «Лодья»
Возвращение к языческой Традиции не является предательством. Не
стоит записывать достижения людей на счёт церкви. Она сама по себе —
бесплодна, поскольку не_приРОДна.
Радогор, «Лодья»
Отнюдь. В чем здесь может быть предательство? Традиция возрождается
во славу предков и во имя потомков. Не стоит смешивать веру и
достижения. Другое дело, что христианство стремилось (и стремится)
повесить свой ярлык на любое проявление прогресса…когда с ним
становится невозможно бороться. Боролись так и с книгопечатанием, и с
точными науками…
Велеслав, «Родолюбие»
Русь всегда была Языческой по сути, даже когда рядилась в
христианские одежды. Поэтому мы не «возвращаемся» к Вере-Веданью наших
Предков, а просто следуем своему Родовому Искону. Предательство
совершали те, кто отвергал Родовой Искон, а не те, кто во все времена
оставался верен Ему…
Доброслава, «Рязанская Славянская Языческая Община»
Насколько мне известно, русская деревня окончательно приняла
празднование «Рождества» и т.д. только в XVIII веке. Русская
культура никогда не была христианской, а народное понимание
христианства всегда противоречило официальному, церковному, хотя бы в
части веротерпимости, например. Кого предавать? Русского земледельца,
горожанина? Или монахов-толстосумов? Первые создали величайшую в мире
народную культуру, а вторые на ней паразитировали.
Святич, «Круг Бера»
Любители порассуждать об «огромной роли восточного христианства —
православия в русской истории и культуре» допускают довольно
распространённую логическую ошибку. Всё дело в том, что «после» далеко
не всегда означает «в следствии». Абсурдно ставить в заслугу
православию все успехи Руси и после России только потому, что они были
достигнуты после крещения. Равно как и абсурдно списывать на
православие все неудачи на том же основании. Для реальной оценки
необходимо проанализировать влияние православия на историю и культуру.
Начну с истории. Здесь существует два аспекта. Во-первых, участие
церкви в различных исторических процессах и, во-вторых, влияние
православной идеологии на поведение политических деятелей Руси. Второй
аспект можно считать не существующим. Сомнительно, что найдётся хоть
один князь, царь или император, который бы руководствовался в своих
действиях библейскими заповедями. Исключение могут составлять такие
деятели русского государства, как царь Фёдор Иоанович, даже
современниками признанный безвольной марионеткой в руках церкви и
некоторых политических деятелей. Умные правители действовали так, как
того требовали интересы государства, глупые — в зависимости от уровня
собственной дурости. Но ни тем, ни другим не приходило в голову жить по
заповедям. Даже те, кто был канонизирован церковью, в действительности
мало соответствовали облику «образцового христианина». Ярослав Мудрый
держал в порубе родного брата Судислава до самой своей смерти. Святой
Русской Православной Церкви Андрей Боголюбский разорил не хуже монголов
пятидесятитысячный Киев, матерь росских городов. Это один из первых
ярких примеров откровенного варварства московских князей, нанесший
колоссальный урон как украинской, так и всей славянской культуре.
Святой Александр Невский не погнушался привести на Русь татар, для того
чтоб свергнуть своего брата Андрея с Владимирского стола, а потом топил
в крови Новгород, когда там вспыхнуло восстание. Даниил Московский
последовал примеру своего предка Ярослава, только вместо брата был
предан Рязанский князь. И т. д. и т.п.
Не лучше обстоит дело и с участием церкви в исторических процессах.
Что бы мы не вспомнили, какие бы важнейшие исторические события не
рассмотрели — роль церкви минимальна. Ополчение против поляков собирают
Минин и Пожарский. Ни тот, ни другой церковными иерархами не являлись.
Нет церковников и в их окружении. Вообще церковь во время смуты на Руси
ведёт себя довольно инфантильно. В данном случае ради исторической
достоверности следует отметить героическую оборону Троице-Сергиева
монастыря, которая задержала нашествие поляков, приблизительно, на год.
Однако, церковники не хуже бояр перебегали из лагеря в лагерь.
Классический пример пребывание в Тушинском лагере у Лжедмитрия II
патриарха Филарета, отца будущего царя Михаила. Ни о какой единой
позиции православной церкви говорить не приходится. Она такой же
участник смуты, как и прочие сословия. Ни разу в истории России церковь
не выступила руководящей силой. Поддержать кого то она могла, да и то
по политическим, а не религиозным мотивам, но возглавить — нет. Нам
могут напомнить то, что Сергий Радонежский благословил рать перед
Куликовской битвой. Но ведь это уже была собравшаяся рать. А какова
роль церкви в её сборе? Разве тверской епископ увещевал тверского же
князя присоединиться к Дмитрию? Или, может, епископ рязанский призвал
свою паству отойти от Олега и выйти на битву с татарами? Не было ничего
подобного. Церковники послушно идут за своими князьями. Церковь на Руси
всегда была частью госаппарата и делала то, что приказывал правитель.
Самостоятельная роль православной церкви в русской истории не велика.
Бытует мнение, что народная культура вся пропитана христианством. Но
так ли это? Орнаменты на вышивках и деревянной резьбе восходят к
дохристианским образцам. Искать в них православное влияние попросту
смешно. А одно из самых ярких проявлений народной культуры? Частушки,
народные гуляния, купальская ночь, колядки… Всё это не просто не имеет
отношения к христианству, но и изначально христианской церковью
осуждается. В поучениях против язычества народные гулянья, например
Коляда, иначе как «бесовские игрища» не именуются».
Христианская, православная церковь так и не смогла с ними справиться, и
вынуждена была не просто смириться, но и признать эти обычаи, освятив
их. Кто считает себя шибко православным, пусть скажет, почему против
всех запрещений церкви он несет Родовы яйца на могилы предков и верит в
гадания на Святки.
Так что предательством будет именно отказ от исконной народной Традиции.
Ярослав Добролюбов, «Круг Бера»
Это вопрос терминологии и трактовки. А даже если и является
предательством, что с того? Вопрос ведь можно и перевернуть: ведь наши
предки-христиане предали еще более древних наших предков-язычников, так
что современный всплеск языческого движения можно рассматривать как
восстановление попранной справедливости. Все течет, все меняется.
Злата Лада, «Волховарн»
Приведу жизненный пример. Однажды Приходченко Тамара Степановна
(наша мастерица и специалист по вышивке. Кстати, она восстановила язык
символов вышивки подунавья) выставляла на крупной городской выставке
свои рушники. К ней подошла настоятельница местного монастыря, некая
Серафима, и начала ее упрекать в том, что нет у нашей Тамары Степановны
христианской вышивки. На что, ей Тамара Степановна и отвечает: А Вы
покажите мне хоть одну мало-мальски христианскую вышивку, или хотя бы
стежок. Из 144 видов стежков нет ни одного христианского … НЕТУ. Нет
христианского искусства, нет христианской традиции, есть только
ХРИСТИАНСКИЕ УПЫРИ, которые сосут кровь с разных народов и присваивают
себе их достижения. Очищение головы от вшей — это предательство вшивой
головы?
Верея, «Славия»
Христианская культура сама присваивает многие достижения, которые ей
не принадлежат. Прогресс науки и культуры, гуманизм, уважение к
национальным особенностям, любовь к природе, культ здоровья, любви,
семьи — все эти ключевые ценности в христианстве ослаблены либо
опошлены неестественным подходом.
От восстановления язычества в наше время во многом зависит
способность человечества к преодолению глобального экологического
кризиса.
«Чистое» христианство, без отступлений в сторону язычества, вообще не может поддержать жизнеспособность ни одного народа.
Темнополк (Ариох)
Предательством не является — ровно ни на сколько. По нескольким причинам:
— будучи т. н. «христианами», они оставались язычниками — достаточно
вспомнить практически любой народный праздник, «суеверия», приметы.
Изменились лишь имена богов, но не более того.
— с чего мы должны уважать тех предков, что предали свою исконную
веру и крестили Русь огнем и мечом, отбросив ее на несколько веков
назад в развитии?
— нет ни одного достижения, сделанного благодаря христианству, а не вопреки ему.
Лучезар Пересвет, «Перунов Знак»
Отвечу коротко. Нет, возвращение к Традиции не может быть
предательством. И только лишь потому, что нынешнее христианство —
продукт всасывания и обработки различных народных традиций. Для
примера: «аминь» — имеет корни в Египте, где молитвы завершали
обращением к Амону, одному из богов древних египтян.
Велемудр, «Круг Бера»
У меня, например, предки были язычниками, Даждьбожьими внуками.
Вообще кто такие христианские предки? Христиане, братья и сестры во
Христе вне зависимости от нации. Если кого - то интересуют его
еврейские, эфиопские, мадьярские, итальянские и иные христианские
предки - братья, то это его дело.
Я принадлежу к русской нации, и при всем уважении к иным народам мой
народ интересует меня больше других. Опять же достижения — это заслуга
народа, а не внеродового христианства.
Насчет предательства веры. Неужели кто-то считает, что до
христианства новгородец-язычник просыпался с мыслью о том, как
оскорбить родителей, убить и ограбить соседа и изнасиловать его жену.
Чему учит христианство и его заповеди? И неужели не было этих заповедей
до Христа? Это в большей части истины, свойственные любому психически
нормальному человеку. Эти истины нужно вдалбливать только тем, чья
психика и образ жизни не нормальны.