Велимир, «Коляда Вятичей»
Не религия, а именно философия приводит людей к необходимости
обращения к язычеству. Ибо сперва человек, пришедший к язычникам со
стороны, должен понять и осознать важность их дела. Только после этого
он соглашается добровольно прочувствовать прелесть язычества. И потом,
если у него хватает высоты души, то поверить.
Понять язычество без философских рассуждений нельзя. Начинаются эти
рассуждения и с того, что мы воспринимаем наших богов от рождения,
напрямую, без церковного института. И жречество учит именно этому
прямому восприятию божественного в Мироздании. Боги стоят
непосредственно за явлениями Природы. Они здесь с нами в этом мире.
Потому земной Мир свят и вечен, а люди живут в храме богов.
Будущее Земли во многом определяется самими людьми. Мы отвечаем
перед богами за экологическую сохранность нашего мира. Мы отвечаем и за
жизнь своих потомков. Ибо ежели мы потомки богов, то прекращение рода
нашего подобно смерти богов.
Так, что язычество возлагает на человека большую ответственность, но и воздает ему многие радости.
Что и почему должен делать человек на Земле, в чем смысл земной
жизни — ответы дает наша мифология. Эти ответы одновременно могут
рассматриваться и как философия жизни.
Фундаментальные философские понятия, присущие язычеству, это: данный
богами смысл бытия, навь и явь, Нравственный Закон в бытии Мира, Закон
равновесия противоположных сил Мироздания (добра и зла в частности),
Закон полноты языческой веры (нам дано все, что требуется), принцип
Дарна.
Всеслав Святозар, «Купала»
В моем понимании Традиция — это мистика шаманского типа. Философию
из этого тоже можно выстроить, как греки или немцы. Но это уже вопрос
вкуса. Я лично не вижу смысла беспредельно расширять какое-то
мировоззрение.
Иггельд и Велемудр, «Круг Бера»
Никакое иное философское учение, чем диалектика, не подходят к Язычеству ближе.
Мышление человека Традиционной культуры обусловлено диалектикой
мифа, основано на обожествлении природы и космоса, признании всех вещей
во Вселенной живыми (т. е. личностями). Индоевропейская Традиция
населила Мир богами и духами, с которыми, если язычник чего-то желал
добиться, следовало бы дружить, ну, в крайнем случае — иметь договор,
что является выражением идеализма в философии, и субъективизма в науке.
Подобный принцип субъективности странен именно для науки, но обычен
для Традиционной культуры, где на самых ранних стадиях ее развития миф
был способом влияния индивида и его Традиционного общества на
окружающую действительность, их системным орудием в познании мира. А в
том, что мир познаваем — язычество сходится с материалистической мыслью.
Фундаментальными понятиями в языческой Традиции, векторами
мифологического мышления, инвариантом, следует назвать Правь, Явь и
Навь (правильный, явленный и неявленный), связанных, как бы сказал бы
современный математик или физик «преобразованиями симметрии». У разных
народов эти Трое получили разные имена.
Навь — Антитезис. Это фундаментальная тенденция обратить явный мир в
неявный, т. е. неразличимый мир, скрыть до поры до времени то, что не
должно быть раскрыто по замыслу Единого ныне. Это стремление Вселенной
сохранить свои Тайны, и одновременное стремление Вселенной и Человека
взаимно познать друг друга. Это все консервативные процессы, в том
числе и память. Это тяга к прошлому, но это в тоже время и процесс
подготовки мертвой материи к новому рождению, и обращение живой материи
в мертвую. Это все Мировые Силы, умиротворяющие природу. Встреча с
Навью — это проверка на Силу и обоснованность претензий на что-то сверх
обычного. Навь — это стихия Черного бога, бога-трикстера и властителя
магии, у славян его зовут Велесом. Именно волхв, маг ближе всего
подходит к Непознанному. Навь — это практика получения Силы через
разрушение, это поиск Силы в себе. Один сам пригвождает себя к Мировому
древу, ради знания, Шива-Махаиогина сам погружает себя в тысячелетнюю
медитацию…
Явь — Тезис. Это вторая фундаментальная тенденция. Это стремление
различить Тайное и сделать его доступным, даже вопреки замыслу Единого.
Это мир деятельности и действия по мироустройству и созданию чего-то
нового, отличного от биосферы, то, что сегодня называют техносферой.
Это стремление Вселенной изменить себя, и стремление изменить
Вселенную, это тяга к новому, к будущему. Это все младые ярые Силы
пробуждения природы. Явь — это безоглядное стремление Жить, жить во что
бы то ни стало, а значит и животная тяга к продолжению рода. Явь — это
поиск Силы вне себя, это страстность, активность, действенность. Явь —
это стихия Белого бога, таковым у славян является, например Световит,
Радегаст или Даждьбог Сварожич.
Правь — Синтезис. Это третья фундаментальная Сила, сделать мир
правильным. То, что между Навью и Явью. Это закон космоса и
бога-демиурга, обязательный для него самого, для людей и для всего
Сущего. Правь не соотносится ни с одним из миров, она стоит над ними,
хотя и ближе всего образно к Небесному миру. Правь — тот идеал, к
которому можно вечно стремиться, никогда его не достигнув. Правь дает
силу идти на смерть ради чести и правды. Следование Прави поднимает
человека до уровня бога, дает ему ощущение спокойной силы и
уверенности. Однако, необдуманное следование одной Прави с отсутствием
в душе Яви и Нави, может привести к стагнации мыслей и чувств, а в
результате может появиться фанатик отошедший от Прави, но за неё
безумно сражающийся. Олицетворением Прави у славян являются Стрибог,
Сварог, Перун.
Сочетание этих Трех, какие бы имена они ни носили у разных индоевропейских народов в разные времена, мы именуем Триглавом.
Велеслав, «Родолюбие»
Дело не в словах. Язычество начинается не с философии, а с
непосредственного ПЕРЕЖИВАНИЯ Жизни. Осмысление, насколько оно вообще
возможно, приходит потом. Человеческий ум — это как раз то, что
разделяет людей; Язычество же — даёт возможность человеку преодолеть
отчуждённость между всем и вся, которую породила современная
бездуховная «технократическая цивилизация»…
Впрочем, если вы хотите узнать о философии Язычества — читайте наши
книги. Если же хотите постичь Духовную Суть Язычества — слушайте своё
Сердце и Природу…
Доброслава, «Рязанская Славянская Языческая Община»
Язычество, как я считаю, это своеобразная универсальная философия,
соединяющая материалистический и идеалистический подходы. В основе
этого синтеза — объемный и живой образ, который может быть расчленен на
составляющие и снова собран, таким же живым, как и его части… В
современном язычестве главные понятия: Навь, Правь, Явь, Род, Боги,
Время.
Мирослав Дивич, «Славянская Быль»
Славянское язычество в терминологии философа объединяет стоицизм, объективный идеализм, сенсуализм.
а) Почему стоицизм?.
— Всем нам от рождения выдана роль и свобода наша — сыграть ее хорошо или плохо.
— Покорного судьбы ведут, непокорного тащат. Выбери себе путь движения сам.
б) Почему идеализм?.
— Общее есть и оно первично.
— Общее объективно, т. е не зависит от ощущения воспринимающих субъектов.
в) Почему сенсуализм?.
— Чувствуйте, потому лишь это вы умеете, ибо сие тайна великая.
Фундаментальными философскими понятиями славянского язычества, на мой взгляд, сейчас являются:
Род — Онтос (бытие) — единое, всерождающее и всенаполняющее начало, все сущее, все самих существующих субъектов.
Перун — Динос (сила)- активное воплощение Рода, сила порождающая любое движение.
Велес — Гносис (знание) — мудрость Рода, энергия созидания и познания. Пассивное начало, фундамент для Перуна.
Сварог — Этос (закон, мораль) — Первый закон, описывающий замысел Рода. Правила движения по путям Макошь.
Макошь — Хите (причинность) — судьба, возможные пути развития Рода.
Ярослав Добролюбов, «Круг Бера»
Язычество как философское направление — это совокупность методов
познания мира, основными из которых является наблюдение и размышление.
Как результат — признание божественной безразличности реальности;
признание реальности таковой, какова она есть без прикрас. Как действие
язычество — это выбор Пути, исходя из вышесказанного.
Темнополк (Ариох)
В связи с поставленным вопросом хотелось бы указать на одну
особенность современного языческого движения — на проведение четкой
дихотомии в славянском язычестве и попытке увязать совершенно
несовместимые вещи, причем данная проблема имеет очень широкое
распространение. Исходя их этого примера могу констатировать, что
языческая философия находится на стадии формирования.
Четкая дихотомия славянских богов на Светлых и Темных с последующей
ассоциативной увязкой Свет-Добро-хорошо и Тьма-Зло-плохо, в частности
связанная с повсеместным распространением христианства четко это
проповедующего, в корне неверна. Есть только два бога, удовлетворяющие
дихотомии Свет/Тьма, но никак не остальному — Белобог и Чернобог, по
определению. Все остальные сочетают в себе в различных пропорциях как
Тьму, так и Свет. И совершенно неверно ассоциировать Тьму и Свет,
Порядок и Хаос как метафизические понятия с оценочными хорошо/плохо. А
тем более абсолютизировать их, утверждая существование Абсолютного
Добра и Зла.