Содружество Общин Рейтинг SunHome.ru Rambler's Top100






[Вернуться к списку...]

А что собственно есть Язычество и Традиция, и как можно возрождать то, что давно умерло, стало пережитком? И имеет ли кто-нибудь достоверное знание о Языческой Традиции, чтобы ее возрождать? Откуда известно, что мы возрождаем именно Традицию, а не чью то выдумку?

Велимир, «Коляда Вятичей»

Посвятив много лет постижению язычества, мне стало ясно, что оно есть такое волшебное знание, которое может умереть только вместе с народом. Оно вновь полноценно возрождается, если появляются те, кто хочет его возродить. Это происходит подобно тому, как из корешка вырастает дерево и дает плоды. Действительно, глядя на корешок — ничего о его плодах не скажешь. Но нужно время, и жизнь развернет такое, что только волшебством его и можно назвать. Главное, чтобы корешок был. А вот он-то и остался! Его труднее всего задушить оказалось. Не смогли его иссушить и выродить. А если бы выродили, то и русский народ не жил бы — весь бы передох да разошелся. И на землю нашу другие бы языки пришли. Вроде к этому все и шло. Ан нет! Не сумели. Даже демократы не сумели! Вы не заметили, как колесико повернулось? Эта последняя травля русского начала — демократия, и та ничего не смогла. Хоть последствия ее будем еще изживать десятилетиями, не иссушила она русский корень. И он уже пустил стебельки. Уже осознается наша вера, наше базовое традиционное начало. И быть плодам утоляющим духовную жажду, и кормящим сытно.

Раз народ способен жить и осознать себя на своей земле наследником предшествующих поколений, значит — жива и его традиция.

Всеслав Святозар, «Купала»

Реконструкция никогда не бывает полной. Но реконструировать полезно, чтобы не заниматься спекуляциями и домыслами. Каждый автор субъективен. Хорошо, если сам об этом помнит. Сумма мнений Истины не обозначает. Иногда даже Частные Истины противоречат друг другу, поскольку описывают разные уровни бытия. Например, Богов много, но Бог един. Или: сотворение человека еще не состоялось, хотя мы об этом знаем другое.

Люди заурядные не нуждаются ни в морали, ни в религии. Всегда они руководствуются лишь своим «эго», поэтому не способны ни к мистике, ни к творчеству вообще.

Состояние «расширенного сознания» или Просветления достижимы путем тренировки уже сейчас. Но нельзя при этом служить «духу времени». И наоборот… Все люди со временем будут просветленными просто потому, что произойдет очередной Вселенский Переворот. Просветленные же не нуждаются в Истине, как в тексте или ритуале. Они ее зрят сами.

Иггельд, «Круг Бера»

Под терминами «Традиция», «язычество» подразумевается высокоразвитая философско-этическая система. Язычество — это традиционная народная культура, Родовая система верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в Природе, приобретение им необходимых способностей на благо своего рода-племени. Этого нашему современному обществу сильно не хватает. Оно отравлено наплевательским отношением к организму планеты и собственному организму.

Традиционное языческое мировоззрение играло для наших предков ту же роль, каковую для науки являет собой диалектика ныне. Если диалектика выступает по сути, как метод научного познания, язык междисциплинарного общения, то язычество — это такой же язык, система соединяющая знания всего родового (традиционного) воедино, структура, пронизывающая все сферы жизнедеятельности общества, что было у наших предков.

До наших дней, к счастью, сохранилось некоторое количество первоисточников, из которых мы можем черпать сведения о действительном положении вещей в язычестве древних, по которым можно понять, что и как следует возрождать. Что было, а что является домыслом современных популяризаторов.

Это в первую очередь священные тексты разных народов, которые были первейшими изустными учебниками тех язычников, то есть обучающими, инициационными текстами: «Ригведа», «Атхарваведа», «Упанишады», «Авеста», Орфические и Гомеровские гимны, песни «Старшей Эдды» и т.д. Литературные памятники, для которых известны авторы: Гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея»; «Теогония» Гесиода; «Аргонавтика» Аполлония Родосского, «Мифологическая библиотека» Аполлодора; «О природе богов» Цицерона; «Об Исиде и Осирисе» Плутарха; «Младшая Эдда» и «Круг Земной» Снорри Стурлусона… О германской и кельтской традиции сохранились сочинения: Тацита, Цезаря, Годофрида Монмутского. Некоторые вещи стали эпосом, чей автор утерян — тот же «Мабиногион», цикл «Похищение быка из Куальнге; героические песни — «Битва деревьев» или «Битва в долине Маг-Туиред», «Сватовство к Этайн», народные баллады, наконец.

Несколько сложнее обстоит дело с язычеством древних славян. Но и тут мы можем использовать целый ряд сохранившихся документов: фрагменты из русских летописей; «Слово о полку Игореве»; западные средневековые хроники о германцах и их соседях — западных славянах, сообщения арабских путешественников 9-11 вв. н. э. по землям; труды польских авторов 14-15. Для исследователя Традиционной славянской культуры остается также: чешский средневековый словарь «Mater Verborum»; всевозможные поучения против язычества и т.д. Кроме того, с определенной осторожностью (при условии воспроизводимости) можно использовать народный фольклор: заговоры, сказки, былины, духовные стихи.

Собственно и сейчас многое живет в народе, никуда не девалось, «надо только поднять верхний пласт» — как пел Высоцкий в «Балладе о Времени».

Хорошим подспорьем служат язычнику в части славянской традиции работы М. Ломоносова, В. Татищева, А. Кайсарова, А. Гильфердинга, Я. Коллара, И. Cрезневского, А. Афанасьева, Н. Гальковского, А. Фаминцына, Я. Гримм, авторитетных наших современников — академиков Б. А. Рыбакова, В. В. Седова, доктора наук А. Г. Кузьмина и их последователей.

Велемудр, «Круг Бера»

Возрождать то, что умерло на самом деле не стоит. Мы, строго говоря, не возрождаем, а выводим на первые планы то, что народ сохранил, и что является неотъемлемой частью его культуры и сознания. Если этому следовать, то и о «выдумках» говорить не приходится.

Далее, мы на самом деле реконструируем ряд обрядов и праздников. Тут тоже нет самодеятельности. Дело в том, что обрядовые и праздничные действия всегда строятся на основании определенных социально-культурных и психологических законов, их различия определяются местной, иногда случайной спецификой. Зная эти законы и обработав большой фактологический материал, можно реконструировать вполне аутентичное действие, которое по своему воздействующему эффекту проверяется и корректируется уже в процессе непосредственного проведения праздника или обряда. Кроме того, сам язык сохранил в своей семантической основе традицию и существуют методы исследования языка на предмет выявления особенности мировоззрения периода, когда создавался тот или иной его пласт, не говоря уже о корневой основе языка. Подробнее эти сведения приведены в специальной литературе.

Велеслав, «Родолюбие»

Как уже было сказано ранее, Язычество — это естественная Духовность, свойственная человеку от рождения. Язычество берёт своё начало в самой Природе и в Родовой Памяти данного народа, а не основывается исключительно на частном мнении того или иного «пророка». В разные исторические эпохи Язычество может принимать различные формы, сохраняя при этом свою изначальную Духовную Суть. Некоторые формы с течением времени действительно могут превратиться в «пережитки» и естественным образом отмереть, чтобы освободить место чему-то новому, но это вовсе не будет означать смерть Язычества как такового, скорее даже наоборот, ибо способность самообновляться есть признак существа живого, а никак не мёртвого…

Язычество — это Живая Духовность, а не слепая реконструкция древнего быта. Нам нынешним незачем стремиться жить укладом тысячелетней или какой-либо иной давности. Мы должны найти свой собственный Путь, а не тот, которым шли до нас. Подлинное следование Стезёю Предков — означает преемственность в дерзании, а не в возврате назад…

Теперь, что касается источников. Во-первых, народная культура сохранила и донесла до нас богатое фольклорное (песенное, сказочное, заговорное и т.д.) наследие наших Предков, а традиционный крестьянский быт сохранил символику вышивок и резьбы по дереву, также заключающую в себе древний Языческий смысл. Во-вторых, само Православное христианство на Руси настолько впитало в себя Языческую символику и обрядность наших Предков, что еврейская и греческая составляющие давно отошли в нём на второй план (по крайней мере, это относится к так называемому «народному Православию»). В-третьих, далеко не все Знания наших Предков действительно утеряны. И в-четвёртых, Родовая Память нашего народа сохранила то, что не под силу уничтожить никаким завоевателям, никаким «крестителям», никаким гонителям Родноверия — этот загадочный для иных и невыразимый словами РУССКИЙ ДУХ — ДУХ ВЕЧНО ЮНОГО ЯЗЫЧЕСТВА…

Благумил, «Крина»

Рукописи не горят, традиции так просто не умирают. Отмирают пережитки. Традиция — это путь; обычай, установившийся порядок в поведении, быту. Умирают, перерождаются формы, а Традиция остаётся. Когда человек ощущает, что он отрывается, он начинает искать корни, чтобы удержаться. Когда отрывается целый народ, процесс поиска корней становится всенародным. Можно обмануть одного человека, группу людей, но не народ. Рано или поздно обман выходит наружу и становится явным.

Ярослав Добролюбов, «Круг Бера»

Традиция — это то, что находится под защитой двух слов: «так принято». Возрождать «то, что давно умерло» вряд ли стоит, равно как вряд ли стоит возрождать «пережитки». А вот полезное и ценное, что содержит в себе традиция — это оно можно. По крайней мере — попытаться.

100%-но достоверным знанием о языческой традиции не обладает никто. Вопрос лишь в степени приближения к… Ниоткуда не может быть 100%-но достоверно известно, что кто-либо возрождает именно традицию, а не чью-то выдумку.

Витим, «Щитень»

Разумное отношение к жизни и живому миру, в котором Ты живешь, никогда не станет пережитком. Традиции разумного не нуждаются в возрождении. Они нуждаются в соблюдении. Это естественно. Имеет ли кто-нибудь достоверное знание о Традиции, чтобы ее возрождать?

Имеет ли женщина достоверное знание о традиции рождения ребенка? Имеет ли мужчина достоверное знание о традиции защиты семьи?

Мезгирь, «Коляда Вятичей»

Да, на сегодня мы, язычники, имеем достоверное знание, и ведаем, что делаем. Есть замечательное древнерусское слово «Благокоренный» — то есть, «добрый, происходящий от хорошего корня» — это в полной мере можно отнести к Народу Русскому. Корень наш — древняя вера народная — он и дает ныне ростки.

Волхозар и Злата Лада, «Волховарн»

Если совесть стала пережитком, то это уже к психиатру. Конечно понимание Традиции процесс сложный, все про нее говорят, но каждый вкладывают в это понятие свой смысл. Можно даже сказать, что Традиция (конкретного народа) и есть совокупность всех понятий про нее существующих у данного народа. Пока существует Народ — существует его Традиция.

По поводу возрождения, Традицию желательно ВОЗРОЖДАТЬ, а не реанимировать. Сейчас совсем другое время, другие ритмы. Поэтому, хорошо, когда проявляется творчество. Мы за творческий подход ко всему. Не просто повторять обряд в точности, а прежде всего проникнуться смыслом, зачем, почему так делали. И если в точности воспроизвести невозможно, то искать, по принципу действия, как сделать лучше. Важно в традиции взять принцип, направление, а какие при этом должны быть слова — это уже творчество. Главное, чтобы всем было понятно, чтобы прошло через сознание. Чтобы Традиция не воспринималась пережитком, люди (особенно молодежь), должны понимать, что они делают, для чего им это надо. А когда все будет понятно, тогда это станет престижным, даже модным.

Опять же вопрос, что такое на самом деле ТРАДИЦИЯ? Все познается в сравнении.

Если Бог в единственном числе, хозяин он и господин — то все остальные под ним его рабы. Это традиция атлантов и семитов. Что из нее вытекает?

Социальное устройство «пирамида». Жесткая иерархия и невозможность тем, кто внизу подняться наверх, не может овца стать пастухом. Передача титулов и званий по наследству. — Монополия власти.

Есть другая Традиция. Когда Богов много. Их столько, сколько разнообразия в Мире. Каждый бог силен в своем. Социальное устройство по принципу «птичьего ключа».

На каждом участке пути весь клин ведет та птица, которая этот участок ведает лучше всех остальных — она вожак. Но проведя клин-стаю ведомым ей путем уступает место следующему водителю, проводнику, а сама пристраивается в хвост и становиться ведомой. Эту традицию не надо доказывать. Надо поднять голову и посмотреть на Небо, там видна наша галактика вдоль которой летит Лебедь (созвездие). Это и есть Лебединая Дорога Ариев.

Если Черниговский князь созывал полки, чтобы защититься от ворога, то выстраивалось воинство:

  • головным полком;
  • полками правого и левого крыла,
  • также создавались летучие отряды.

Если посмотрим на устройство жилого дома, то узнаем, что у дома есть правое крыло, левое крыло и крыльце (крыльцо). Может дома Ариев летали?

Принцип социальных отношений «птичий ключ», очень хорошо описан в сказках: «Катигорошко», «Летучий корабль», «Про соломинку» и т.д.

В этих сказках объединялись попутчики. Объединял их главный герой (ему больше всех надо), но каждый из попутчиков был Личность, и на трудном участке пути только он мог спасти всех.

Теперь посмотрим вокруг:

  • Тирания — не наша традиция.
  • Рабовладение — не наша традиция.
  • Олигархия — не наша традиция.
  • Демократия — не наша традиция.
А где же наша?

Выборный князь, который избирался народным Вече за свою провозглашенную ПРАВду (ведание Прави). Княжил до тех пор, пока воплощал свою Правь, а затем уходил.

Лучезар Пересвет, «Перунов Знак»

Мы, родноверы, ничего умершего не возрождаем, ничего не внушаем и ничего не насаждаем. Умереть Русская Языческая Традиция может только в том случае, если вымрет весь Русский род. Достоверные же знания… Стоит оглянуться вокруг, и присмотреться, как станет видна наша РОДНАЯ ЗЕМЛЯ, проявляемая БОГАМИ в вербе, калине, клене, дубе, реках и морях, полянах, равнинах и горах, одним словом, в ПРИРОДЕ. Там-то мы и черпаем Священую воду ЗНАНИЙ о Земле нашей, БОГАХ РОДНЫХ…

Верея, «Славия»

Самое главное — восстановить наиболее глубокие, жизнетворные идеи, передаваемые из поколения в поколение. Древние формы, реконструкция внешнего действия являются одним из путей к этому, так как показывают устремление к Предкам — Первопредкам — Первоистокам.

Доброслава, «Рязанская Славянская Языческая Община»

Традиция не умирала никогда. Менялась, приспосабливалась к современному, но жила в речи, образе мышления, быте; потому что Традиция — это память, и это жизнь. Современные дети играют в те же игры, что и их сверстники и 100 и 200 лет назад, только названия у игр иные, и лексика изменилась. Можно привести гигантский список литературы, посвященный описанию и изучению Традиции, но каждый все равно возьмет из него что-то близкое лично себе и станет создавать собственную традицию — семьи, рода — опираясь на чувство гармонии со своей землей, народом, окружением. Окостеневшая традиция — это догма.

Радогор, «Лодья»

Возрождать Традицию — это не всем миром на ворованные деньги церкви строить. Живая Традиция — это когда матери не бросают детей в роддомах, и не делают аборты. Традиция — это когда мужчина может прокормить и защитить семью, а государство — дает ему такую возможность, а не отправляет воровать. И речь идет не о создании новой религии или возрождении былого культа. Речь идет о том, чтобы люди осознали свое место в этом мире, научились в нем ЖИТЬ и ТВОРИТЬ.

Разработка и дизайн:
Доброслав
© 2007-2011


MWB - Баннерная сеть по непознанному
Hosted by uCoz