Содружество Общин Рейтинг SunHome.ru Rambler's Top100






[Вернуться к списку...]

Сколько богов у язычников? Как они себя проявляют?

Всеслав Святозар, “Купала”.

Всего у славян-русов наберется несколько сотен имен богов и богинь. Определенная трудность при именовании состоит в том, чтобы различить, где разные имена обозначают одно божество и где, разных. Так например, является ли Ярила Яровитом, а Лада - Цецей... И разумеется, являются ли божествами, например, Авось и Правда, Кривда и Суд или это некие философские понятия. Особо важно понять, следующее: Традиция утверждает, что божества "именные" сами к людям не снисходят, чтобы смертные не умерли от их энергетики. Поэтому общение идет через особый вид божеств-посланников, в шаманизме это духи-помощники. Но мы можем правильно использовать понятия музы, гении, амуры, эроты, спириты, ангелы и серафимы. Пушкину, например, явился именно серафим (шестикрылый). Не всякий прошлый или нынешний "язычник" способен на подобные контакты, поэтому в известном смысле проще изваять идола и помазать ему губы, прокричать или что-то или посулить богу сделку. Это уже начальная стадия атеизма - верить, что богов можно кормить, подкупать и обманывать, словом, переносить на них обычное человеческое.

Иггельд, “Круг Бера”

Отличая Первого из Богов, который был согласно гимну “Творения мира” из Ригведы Сущим в Не-Сущем (Рудра), еще язычники-арьи признавали Богами и его многочисленные стороны. Боги проявляют себя, как Мировые Силы. Люди порою богами называли и выдающихся предков, и мы их сейчас так называем. Таким образом, боги - и едины, и многообразны. У славян об этом говорит хотя бы этимология имен - СтриБОГ, ЧерноБОГ, БелоБОГ, ДаждьБОГ… Согласно Ведам арьи различали 33 бога, как Мировые Силы. И в этом смысле язычество - политеистическая вера.

Велимир, “Коляда Вятичей”

Язычество не предполагает абсолютного знания. Поэтому мы не знаем всех своих богов. Это, конечно, не означает, что мы обязательно будем предаваться болезненному мифотворчеству и “плодить” высших сущностей без счета и разбора.

Богов у язычника столько, сколько они их сумели для себя осознать, и каковых им оставили предки. Проявляют боги себя как неизменные сущности, сохраняющие Мироздание в равновесии. Владеют прошлым (навью) и современным (явью). Будущее формируется богами, но все равно имеет свою степень произвола, ибо богов много.

Деяния богов распространяются и на природные, и на социальные явления. Вероятно, боги могут нарушать то, что сами установили - законы природы. Например, мы не знаем всякий ли порыв ветра обусловлен предшествующими атмосферными явлениями, или он обусловлен волей божества? Иначе говоря, бывает ли в Природе без ведома человека то, что мы знаем как полтергейст?

Нельзя не признать, что божественные сущности оказывают влияние на сознание человека, внушают мысли, побуждают к действиям, сообщают знание. Приходит все это к человеку обычно в результате религиозной практики, и ощущается как величайшее благо и дар.

Помимо доброжелательных к человеку божеств, есть и недоброжелательные Силы. Соответственно, их проявления могут носить негативный характер. Языческая вера учит - каким быть, и как поступать, чтобы не попадать под влияние таких Сил.

Благумил, “Крина”

Есть един Бог-творец и бесконечное множество его проявлений.

Верея, “Славия”

Во-первых, Богов можно понимать персонально, как личности (субъектов), с которыми Вы непосредственно собеседуете или иным образом общаетесь. А можно понимать как архетипы и общие принципы...

Боги проявляются:

  • Как особые явления природы или события, имеющие прочитываемый знаковый смысл. Признак правильного прочтения знака - в получении ценной информации, явных результатов благодаря этому процессу.
  • В частности, через явно результативные обряды.
  • Возможно появление образов, звуковых рядов, тестов и идей. Можно с уверенностью говорить, что они не являются болезненными и не имеют ничего общего с галлюцинациями, если такие образы возникают просто на внутреннем, ментальном плане, близко к тому, как это происходит при художественном творческом процессе.
Неприятные эмоции, заболевания и конфликты в результате проведенных обрядов или магических ритуалов тоже надо понимать как проявление Богов - но только противоположное, т.е. человек неправильно что-то делает, или неправильно мыслит, может быть и на уровне своих исходных установок, а может быть, неправильно понимает основы веры или мировоззрения.

Язычник не стремится быть мучеником или смиренным страдальцем; поэтому если все время “получает по голове”, надо что-то серьезно менять.

Ястреб, "Лодья"

Столько, сколько звёзд на небе, песчинок на берегу и дождинок в ливне. И проявлений у них - бесчисленное множество. Если угодно, любой аспект Мира есть проявление тех или иных Богов или иных существ - белых или чёрных.

Радогор, "Лодья"

Люди знают множество богов… И великих, и малых. В древности существовал культ предков. Потому как предки - это тоже Род. Род малый, являющийся частью Рода-Творца. Именно РОД-ители подарили тебе самое святое и чистое, что у тебя есть - ЖИЗНЬ. Иные же проявления Рода - во всем, что окружает человека.

Родослав, “Московская Славянская Языческая Община”

“Суть многолика и суть одна, - как наши боги” - сказал один из руководителей групп, входящих в нашу общину, однако дальше его пытливый ум не смог из вопросов, заданных ему, открыть для себя ИСТИНУ.

У нас, у язычников, при общении принято дать собеседнику поразмышлять. И неважно кто ты - Верховный жрец Перуна или простой общинник, получивший имянаречение на языческом обряде. Если есть, что спросить - спрашивай, если есть, что сказать - скажи.

Много разных споров было, о наших богах, между нами. Новичок задает вопрос, про то, к кому обратится за советом в той или иной ситуации, к Перуну, Ладе, Макоши, или к Роду? Его товарищ объясняет, что если ученый вопрос - то к Велесу, если семейный - то к Ладе. Ну а те, кто изначально были или давно пришли в язычество, понимают, что это условность.

В мире на службе ты в погонах, а здесь ты равный. Дома ты вряд ли ведешь себя, как на работе, а у своих родителей ты как бы и совсем другой. Даже в этих местах зовут тебя порой по-разному. У родителей ты - Сереженька, на службе величаешься по званию или по отчеству, а порой в спину прозвищем. Дома ты папа или Сергей, или как тебя называет твоя прекрасная половина? В том, как тебя зовут, отражается не только отношение к тебе, но и какую функциональную нагрузку ты несешь, что ты, представляешь из себя. Все это емко укладывается в твое имя, или прозвище-погоняло - что заслужил.

Многие пытаются воссоздать родословную славянских богов, и путаются в разных справочниках и мифологических словарях, но надо понимать одно - ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ СУТЬ ЕСТЬ. Перун, Велес - все сути от единого РОДа, и нет в этом никого противоречия. Сколько простой смертный испытывает противоречивых чувств за день. Эмоции пытаются взять верх над разумом, а просчетливый разум - над умом. Вы никогда не переживали душевные бури? Стрибог, Велес, Макошь - воплощение природных стихий и не только их. Мы спрашиваем совета у Велеса, Перуна, как у одной из ипостасей РОДа, наделенных личностными качествами и неразрывно связанных с Бытием.

Все, кто читал Б. А.Рыбакова, обратили внимание на то, что автор ссылается на эллинские да германские древние тексты, подчеркивая, что у славян, верховный бог - РОД-Всесоздатель. Если все боги условно ипостаси РОДа Всесоздателя, почему мы не обращаемся напрямую к нему а к его ипостасям? Тем, кто не смог ответить для себя на этот вопрос, приведу психологический пример.

Перед вами стоит проблема и ее надо решить. Напишите, как вас зовут на листочках бумаги и разложите их на столе. Вы сели на стул у листочка, читаете “Сереженька” и решаете эту проблему, как Сереженька. Пересели на другой стул у стола, читаете - “майор Ершов” и решаете проблему, как человек служилый. Все решения ваши в этом случае будут иметь разные детали, и не факт что будет только одно решение.

Одни постоянно обращаясь к Перуну, другие к Велесу, но порой не задумываются, что решают проблемы либо, исходя из сути Прави, или проявляют Навь постоянно. Целостный человек чтит всех богов. А может ли ваша личность сразу воспринять Правь, Явь и Навь одномоментно? Можете ли вы контролировать в своей голове сразу несколько мыслей одновременно? Класть требы РОДу могут все, не всем РОД дает ответ, но не оставляет РОД кровинок своих в океане жизни.

Борьба Кривды с Правдою велась всегда. Не случайно покровитель славянских дружин - БОГ ПРАВИ - Перун. Только сильная дружина надежа от ворога и если надо - суд справедливый учинит на миру, в спорном деле. А вот чтобы семью свою укрепить богатством, тут и с Велесом посоветоваться надо. Потому предки наши и жили с Матерью-Природой в ладу, по наследию нашему.

Мирослав Дивич, “Славянская Быль”

Приступив к постижению славянского язычества, я тоже прежде всего задался вопросом - сколько богов было у наших предков (техническое образование сказалось). Оказалось - один! Или, точнее, ни одного. Род - это не бог в строгом политеистическом понятии, а понятие, подобное Космосу античных философов. И остальные "боги" есть лишь его имена, нумены, воплощения, ипостаси. В традиции славянских текстов называть людей внуками Сварога, Сварожичами. Есть родство и между богами. Дажьбог-солнце - сын Сварога. Стоит ли понимать эту схему буквально, обособляя богов друг от друга, выделяя их в разнородные сущности? Я считаю, что это неверно. Экологи любят повторять образное выражение о том, что мы дети Природы. Но какие же мы дети?

Понятно, что имеют в виду авторы - человек - часть природы, одно из ее многочисленных лиц. Она рождает и питает нашу телесную оболочку, дает пищу чувствам и эмоциям, поддерживает непрерывную работу разума. Человек в свою очередь создает новые вещи, "дает им жизнь". И опять ни о каком физическом рождении, о родстве речь не идет. Это лишь словесная конструкция, описывающая и заменяющая истинное положение вещей. Обратите внимание на то, как часто корень "род" присутствует в объяснении подобного рода (опять!) связей.

Доброслава, "Рязанская Славянская Языческая Община"

Я сравнила бы славянских Богов с гранями одного общего кристалла Мирозданья. А глядеть можно с бесконечного числа сторон.

Велеслав, “Родолюбие”

Родные Боги суть Лики Все-Единого Все-Бога Рода. Также Они - наши Вышние Прародители, Старшие в Роду нашем, Предки Предков наших. Они - и Силы Все-Живой Матери-Природы, и неотъемлемые составляющие души человека, и много, что ещё. Таким образом, Родноверие включает в себя как Единобожие (Единый Все-Бог Род), так и Многобожие (Родные Боги - Лики Рода) - без какого бы то ни было внутреннего противоречия.

Сколько Ликов у Рода - то Ведает, должно быть, лишь Сам Род. Но искусственно “раздувать” Всебожье до необъятных пределов - вряд ли целесообразно. Единство Всебожья - залог нашего собственного внутреннего единства и душевного здравия. Человек, дерзающий славить единовременно бесчисленное количество всевозможных Божеств, вероятно, не совсем здоров душевно (лишён внутренней целостности).

Годовое Коло показывает нам Природную последовательность Творческих Деяний Родных Богов в Мире Яви (непосредственно) и во всём Всемирии (по подобию). Те же самые Божественные Силы действуют и внутри нас. Славя Родных Богов на протяжении всего круга Годовых Праздников, мы тем самым правим, “достраиваем” себя до состояния внутреннего единства, подобного Единству Всебожья. Так, например, с весенним пробуждением Природы связаны Ярило-Весень и Дева-Леля, с летним расцветом - Даждьбог и Лада, с осенней порой урожаев - Велес и Макошь, с зимним омертвением - Кощный Бог и Мара-Морена. Также Ярило покровительствует Солнечной Яри (Мужской Силе), Леля - девственной чистоте, Даждьбог - изобилию и процветанию, Лада - любви и супружеству, Велес - Мудрости, песенному вдохновению и богатству, Макошь - Судьбе, женским ремёслам и Земному плодородию.

Сварог - Бог Небес, Держатель Прави, Прародитель Светлых Богов-Сварожичей: Даждьбога, Чей Щит - само Солнце Красное; Перуна-Громовержца, покровителя воинов, оберегающего Явь от Навной нежити; и Агуни Сварожича - Огня Земного.

Жива и Мара - Жизнь и Смерть, Вода Живая и Вода Мёртвая.

Белобог и Чернобог - два первейших Лика Рода, олицетворяющие Собой Явь и Навь, День и Ночь, Свет и Тьму, Созидание и Разрушение, Рождение и Умирание и т.д.

Род же - единит в Себе Их Всех…

Мезгирь, "Коляда Вятичей"

В основе Языческой Веры - Единый Бог - Творец, проявляющий себя как Триединосущий. Великий Триглав многолик и может являть Себя по-разному. Скажем:

Правь - Навь - Явь; Cварог-Чернобог-Белобог; Сварог-Стрибог-Даждьбог; Дуб-Дид-Сноп...

Каждая богосущность Триглава в свою очередь являет себя в различных образах. Таким путем Единство Бога постигается человеком через многообразие и “тайна сия велика есть!”

Споры же о “политеизме” и “монотеизме” - это пример богословского словоблудия. Кабинетные термины ничего общего не имеют с народной Традицией.

К слову сказать, христианство так и не смогло обойти краеугольного камня Мироздания, и было вынуждено наплодить легионы святых по разным частным поводам.

Велемудр, "Круг Бера"

Читайте - и обретете истину. По поводу проявлений посмотрите на улицу, на солнце ветер и т.д. Это и есть проявление. Кроме того, есть социальные процессы и космические законы. Это тоже проявления. Многих богов мы не знаем просто до их проявления, чтобы его почувствовать и узнать - мы пока не доросли. У индоевропейских народов было специальное жертвоприношение "неизвестному богу", который считался самым могущественным - "одежда на вырост". Кроме того, чтобы непосредственно почувствовать личный контакт с тем или иным богом или силой проводят специальный ритуал. Это как язык. С немцем по-чувашски не очень то поговоришь. Этому следует долго учиться, нахрапом не получается.

Разработка и дизайн:
Доброслав
© 2007-2011


MWB - Баннерная сеть по непознанному
Hosted by uCoz