Всеслав Святозар, “Купала”.
Всего у славян-русов наберется несколько сотен имен богов и богинь.
Определенная трудность при именовании состоит в том, чтобы различить,
где разные имена обозначают одно божество и где, разных. Так например,
является ли Ярила Яровитом, а Лада - Цецей... И разумеется, являются ли
божествами, например, Авось и Правда, Кривда и Суд или это некие
философские понятия. Особо важно понять, следующее: Традиция
утверждает, что божества "именные" сами к людям не снисходят, чтобы
смертные не умерли от их энергетики. Поэтому общение идет через особый
вид божеств-посланников, в шаманизме это духи-помощники. Но мы можем
правильно использовать понятия музы, гении, амуры, эроты, спириты,
ангелы и серафимы. Пушкину, например, явился именно серафим
(шестикрылый). Не всякий прошлый или нынешний "язычник" способен на
подобные контакты, поэтому в известном смысле проще изваять идола и
помазать ему губы, прокричать или что-то или посулить богу сделку. Это
уже начальная стадия атеизма - верить, что богов можно кормить,
подкупать и обманывать, словом, переносить на них обычное человеческое.
Иггельд, “Круг Бера”
Отличая Первого из Богов, который был согласно гимну “Творения мира”
из Ригведы Сущим в Не-Сущем (Рудра), еще язычники-арьи признавали
Богами и его многочисленные стороны. Боги проявляют себя, как Мировые
Силы. Люди порою богами называли и выдающихся предков, и мы их сейчас
так называем. Таким образом, боги - и едины, и многообразны. У славян
об этом говорит хотя бы этимология имен - СтриБОГ, ЧерноБОГ, БелоБОГ,
ДаждьБОГ… Согласно Ведам арьи различали 33 бога, как Мировые Силы. И в
этом смысле язычество - политеистическая вера.
Велимир, “Коляда Вятичей”
Язычество не предполагает абсолютного знания. Поэтому мы не знаем
всех своих богов. Это, конечно, не означает, что мы обязательно будем
предаваться болезненному мифотворчеству и “плодить” высших сущностей
без счета и разбора.
Богов у язычника столько, сколько они их сумели для себя осознать, и
каковых им оставили предки. Проявляют боги себя как неизменные
сущности, сохраняющие Мироздание в равновесии. Владеют прошлым (навью)
и современным (явью). Будущее формируется богами, но все равно имеет
свою степень произвола, ибо богов много.
Деяния богов распространяются и на природные, и на социальные
явления. Вероятно, боги могут нарушать то, что сами установили - законы
природы. Например, мы не знаем всякий ли порыв ветра обусловлен
предшествующими атмосферными явлениями, или он обусловлен волей
божества? Иначе говоря, бывает ли в Природе без ведома человека то, что
мы знаем как полтергейст?
Нельзя не признать, что божественные сущности оказывают влияние на
сознание человека, внушают мысли, побуждают к действиям, сообщают
знание. Приходит все это к человеку обычно в результате религиозной
практики, и ощущается как величайшее благо и дар.
Помимо доброжелательных к человеку божеств, есть и
недоброжелательные Силы. Соответственно, их проявления могут носить
негативный характер. Языческая вера учит - каким быть, и как поступать,
чтобы не попадать под влияние таких Сил.
Благумил, “Крина”
Есть един Бог-творец и бесконечное множество его проявлений.
Верея, “Славия”
Во-первых, Богов можно понимать персонально, как личности
(субъектов), с которыми Вы непосредственно собеседуете или иным образом
общаетесь. А можно понимать как архетипы и общие принципы...
Боги проявляются:
- Как особые явления природы или события, имеющие прочитываемый
знаковый смысл. Признак правильного прочтения знака - в получении
ценной информации, явных результатов благодаря этому процессу.
- В частности, через явно результативные обряды.
- Возможно
появление образов, звуковых рядов, тестов и идей. Можно с уверенностью
говорить, что они не являются болезненными и не имеют ничего общего с
галлюцинациями, если такие образы возникают просто на внутреннем,
ментальном плане, близко к тому, как это происходит при художественном
творческом процессе.
Неприятные эмоции, заболевания и конфликты в результате проведенных
обрядов или магических ритуалов тоже надо понимать как проявление Богов
- но только противоположное, т.е. человек неправильно что-то делает,
или неправильно мыслит, может быть и на уровне своих исходных
установок, а может быть, неправильно понимает основы веры или
мировоззрения.
Язычник не стремится быть мучеником или смиренным страдальцем;
поэтому если все время “получает по голове”, надо что-то серьезно
менять.
Ястреб, "Лодья"
Столько, сколько звёзд на небе, песчинок на берегу и дождинок в
ливне. И проявлений у них - бесчисленное множество. Если угодно, любой
аспект Мира есть проявление тех или иных Богов или иных существ - белых
или чёрных.
Радогор, "Лодья"
Люди знают множество богов… И великих, и малых. В древности
существовал культ предков. Потому как предки - это тоже Род. Род малый,
являющийся частью Рода-Творца. Именно РОД-ители подарили тебе самое
святое и чистое, что у тебя есть - ЖИЗНЬ. Иные же проявления Рода - во
всем, что окружает человека.
Родослав, “Московская Славянская Языческая Община”
“Суть многолика и суть одна, - как наши боги” - сказал один из
руководителей групп, входящих в нашу общину, однако дальше его пытливый
ум не смог из вопросов, заданных ему, открыть для себя ИСТИНУ.
У нас, у язычников, при общении принято дать собеседнику
поразмышлять. И неважно кто ты - Верховный жрец Перуна или простой
общинник, получивший имянаречение на языческом обряде. Если есть, что
спросить - спрашивай, если есть, что сказать - скажи.
Много разных споров было, о наших богах, между нами. Новичок задает
вопрос, про то, к кому обратится за советом в той или иной ситуации, к
Перуну, Ладе, Макоши, или к Роду? Его товарищ объясняет, что если
ученый вопрос - то к Велесу, если семейный - то к Ладе. Ну а те, кто
изначально были или давно пришли в язычество, понимают, что это
условность.
В мире на службе ты в погонах, а здесь ты равный. Дома ты вряд ли
ведешь себя, как на работе, а у своих родителей ты как бы и совсем
другой. Даже в этих местах зовут тебя порой по-разному. У родителей ты
- Сереженька, на службе величаешься по званию или по отчеству, а порой
в спину прозвищем. Дома ты папа или Сергей, или как тебя называет твоя
прекрасная половина? В том, как тебя зовут, отражается не только
отношение к тебе, но и какую функциональную нагрузку ты несешь, что ты,
представляешь из себя. Все это емко укладывается в твое имя, или
прозвище-погоняло - что заслужил.
Многие пытаются воссоздать родословную славянских богов, и путаются
в разных справочниках и мифологических словарях, но надо понимать одно
- ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ СУТЬ ЕСТЬ. Перун, Велес - все сути от единого
РОДа, и нет в этом никого противоречия. Сколько простой смертный
испытывает противоречивых чувств за день. Эмоции пытаются взять верх
над разумом, а просчетливый разум - над умом. Вы никогда не переживали
душевные бури? Стрибог, Велес, Макошь - воплощение природных стихий и
не только их. Мы спрашиваем совета у Велеса, Перуна, как у одной из
ипостасей РОДа, наделенных личностными качествами и неразрывно
связанных с Бытием.
Все, кто читал Б. А.Рыбакова, обратили внимание на то, что
автор ссылается на эллинские да германские древние тексты, подчеркивая,
что у славян, верховный бог - РОД-Всесоздатель. Если все боги условно
ипостаси РОДа Всесоздателя, почему мы не обращаемся напрямую к нему а к
его ипостасям? Тем, кто не смог ответить для себя на этот вопрос,
приведу психологический пример.
Перед вами стоит проблема и ее надо решить. Напишите, как вас зовут
на листочках бумаги и разложите их на столе. Вы сели на стул у
листочка, читаете “Сереженька” и решаете эту проблему, как Сереженька.
Пересели на другой стул у стола, читаете - “майор Ершов” и решаете
проблему, как человек служилый. Все решения ваши в этом случае будут
иметь разные детали, и не факт что будет только одно решение.
Одни постоянно обращаясь к Перуну, другие к Велесу, но порой не
задумываются, что решают проблемы либо, исходя из сути Прави, или
проявляют Навь постоянно. Целостный человек чтит всех богов. А может ли
ваша личность сразу воспринять Правь, Явь и Навь одномоментно? Можете
ли вы контролировать в своей голове сразу несколько мыслей
одновременно? Класть требы РОДу могут все, не всем РОД дает ответ, но
не оставляет РОД кровинок своих в океане жизни.
Борьба Кривды с Правдою велась всегда. Не случайно покровитель
славянских дружин - БОГ ПРАВИ - Перун. Только сильная дружина надежа от
ворога и если надо - суд справедливый учинит на миру, в спорном деле. А
вот чтобы семью свою укрепить богатством, тут и с Велесом
посоветоваться надо. Потому предки наши и жили с Матерью-Природой в
ладу, по наследию нашему.
Мирослав Дивич, “Славянская Быль”
Приступив к постижению славянского язычества, я тоже прежде всего
задался вопросом - сколько богов было у наших предков (техническое
образование сказалось). Оказалось - один! Или, точнее, ни одного. Род -
это не бог в строгом политеистическом понятии, а понятие, подобное
Космосу античных философов. И остальные "боги" есть лишь его имена,
нумены, воплощения, ипостаси. В традиции славянских текстов называть
людей внуками Сварога, Сварожичами. Есть родство и между богами.
Дажьбог-солнце - сын Сварога. Стоит ли понимать эту схему буквально,
обособляя богов друг от друга, выделяя их в разнородные сущности? Я
считаю, что это неверно. Экологи любят повторять образное выражение о
том, что мы дети Природы. Но какие же мы дети?
Понятно, что имеют в виду авторы - человек - часть природы, одно из
ее многочисленных лиц. Она рождает и питает нашу телесную оболочку,
дает пищу чувствам и эмоциям, поддерживает непрерывную работу разума.
Человек в свою очередь создает новые вещи, "дает им жизнь". И опять ни
о каком физическом рождении, о родстве речь не идет. Это лишь словесная
конструкция, описывающая и заменяющая истинное положение вещей.
Обратите внимание на то, как часто корень "род" присутствует в
объяснении подобного рода (опять!) связей.
Доброслава, "Рязанская Славянская Языческая Община"
Я сравнила бы славянских Богов с гранями одного общего кристалла Мирозданья. А глядеть можно с бесконечного числа сторон.
Велеслав, “Родолюбие”
Родные Боги суть Лики Все-Единого Все-Бога Рода. Также Они - наши
Вышние Прародители, Старшие в Роду нашем, Предки Предков наших. Они - и
Силы Все-Живой Матери-Природы, и неотъемлемые составляющие души
человека, и много, что ещё. Таким образом, Родноверие включает в себя
как Единобожие (Единый Все-Бог Род), так и Многобожие (Родные Боги -
Лики Рода) - без какого бы то ни было внутреннего противоречия.
Сколько Ликов у Рода - то Ведает, должно быть, лишь Сам Род. Но
искусственно “раздувать” Всебожье до необъятных пределов - вряд ли
целесообразно. Единство Всебожья - залог нашего собственного
внутреннего единства и душевного здравия. Человек, дерзающий славить
единовременно бесчисленное количество всевозможных Божеств, вероятно,
не совсем здоров душевно (лишён внутренней целостности).
Годовое Коло показывает нам Природную последовательность Творческих
Деяний Родных Богов в Мире Яви (непосредственно) и во всём Всемирии (по
подобию). Те же самые Божественные Силы действуют и внутри нас. Славя
Родных Богов на протяжении всего круга Годовых Праздников, мы тем самым
правим, “достраиваем” себя до состояния внутреннего единства, подобного
Единству Всебожья. Так, например, с весенним пробуждением Природы
связаны Ярило-Весень и Дева-Леля, с летним расцветом - Даждьбог и Лада,
с осенней порой урожаев - Велес и Макошь, с зимним омертвением - Кощный
Бог и Мара-Морена. Также Ярило покровительствует Солнечной Яри (Мужской
Силе), Леля - девственной чистоте, Даждьбог - изобилию и процветанию,
Лада - любви и супружеству, Велес - Мудрости, песенному вдохновению и
богатству, Макошь - Судьбе, женским ремёслам и Земному плодородию.
Сварог - Бог Небес, Держатель Прави, Прародитель Светлых
Богов-Сварожичей: Даждьбога, Чей Щит - само Солнце Красное;
Перуна-Громовержца, покровителя воинов, оберегающего Явь от Навной
нежити; и Агуни Сварожича - Огня Земного.
Жива и Мара - Жизнь и Смерть, Вода Живая и Вода Мёртвая.
Белобог и Чернобог - два первейших Лика Рода, олицетворяющие Собой
Явь и Навь, День и Ночь, Свет и Тьму, Созидание и Разрушение, Рождение
и Умирание и т.д.
Род же - единит в Себе Их Всех…
Мезгирь, "Коляда Вятичей"
В основе Языческой Веры - Единый Бог - Творец, проявляющий себя как
Триединосущий. Великий Триглав многолик и может являть Себя по-разному.
Скажем:
Правь - Навь - Явь; Cварог-Чернобог-Белобог; Сварог-Стрибог-Даждьбог; Дуб-Дид-Сноп...
Каждая богосущность Триглава в свою очередь являет себя в различных
образах. Таким путем Единство Бога постигается человеком через
многообразие и “тайна сия велика есть!”
Споры же о “политеизме” и “монотеизме” - это пример богословского
словоблудия. Кабинетные термины ничего общего не имеют с народной
Традицией.
К слову сказать, христианство так и не смогло обойти краеугольного
камня Мироздания, и было вынуждено наплодить легионы святых по разным
частным поводам.
Велемудр, "Круг Бера"
Читайте - и обретете истину. По поводу проявлений посмотрите на
улицу, на солнце ветер и т.д. Это и есть проявление. Кроме того, есть
социальные процессы и космические законы. Это тоже проявления. Многих
богов мы не знаем просто до их проявления, чтобы его почувствовать и
узнать - мы пока не доросли. У индоевропейских народов было специальное
жертвоприношение "неизвестному богу", который считался самым
могущественным - "одежда на вырост". Кроме того, чтобы непосредственно
почувствовать личный контакт с тем или иным богом или силой проводят
специальный ритуал. Это как язык. С немцем по-чувашски не очень то
поговоришь. Этому следует долго учиться, нахрапом не получается.